Новости

Распространенные схемы мошенничества на «Госуслугах»

Они связаны с тем, что некоторые пренебрегают правилами кибербезопасности или попадаются на уловки мошенников. Например, в январе 2025 года в МВД России сообщили о новой схеме: злоумышленники звонят россиянам под предлогом обновления электронного журнала школьников, профиля учащегося на образовательной платформе «Сферум».

Для убедительности мошенники используют данные настоящих педагогов, дипфейк-технологии, которые синтезируют голос и внешность другого человека, а также подменные номера. Затем в беседе с ребенком его убеждают продиктовать номер из СМС-сообщения. Злоумышленники используют полученный код под видом восстановления утраченного доступа к аккаунту жертвы на «Госуслугах», затем меняют контактные данные для входа.

☝️Важно отметить, что обновление «Сферума» происходит автоматически и исключительно на устройстве пользователя. Для этого не используются коды из СМС, в том числе коды от «Госуслуг». Информация об обновлениях сервиса может приходить от платформы в виде системного сообщения и носит только информационный характер.

По данным МВД России, чаще всего жители нашей страны сталкиваются с двумя схемами, по которым мошенники получают доступ к личному кабинету другого человека на «Госуслугах»:
🔹Звонки под видом операторов мобильной связи. Преступники дозваниваются жертве и сообщают о необходимости продления договора на обслуживание абонентского номера. При этом вас просят продиктовать код из СМС-сообщения. В дальнейшем злоумышленники используют его для того, чтобы авторизоваться на «Госуслугах». Затем в вашем кабинете устанавливают новый пароль, а в поле подсказки к контрольному слову указывают: «Ваш аккаунт заблокирован, позвоните по номеру…»
Если вы наберете номер, который указали злоумышленники, то на завершающем этапе будет задействована популярная схема с переводом средств. Собеседник будет убеждать, что через личный кабинет на портале кто-то пытается взять кредиты и похитить денежные средства, в связи с чем необходимо перевести все деньги на «безопасный счет».

🔹Перевыпуск абонентского номера. Преступники находят номер, который привязан к профилю на «Госуслугах», но владелец перестал им пользоваться. В таких ситуациях оператор связи выставляет номер на повторную продажу. Мошенники регистрирует его на нового владельца и восстанавливают доступ к личному кабинету на портале.

👉В случае взлома аккаунта на «Госуслугах» пользователи, как правило, уже не могут войти в профиль, используя прежние данные. Чтобы вернуть доступ рекомендуем воспользоваться наиболее удобным для вас способом:

🔹Онлайн при помощи банка. Такой способ подойдет, если вы указали одни и те же паспортные данные в личных кабинетах банка и портала «Госуслуги». По этой причине не забывайте обновлять актуальные данные при замене документа по достижении определенного возраста, в случае смены фамилии или утери паспорта.

🔹 Лично в центре обслуживания. Чтобы получить помощь, возьмите с собой паспорт и СНИЛС. Специальная карта на «Госуслугах» подскажет ближайший к вам центр обслуживания. Как правило, они располагаются на площадках МФЦ, банков, почты, государственных учреждений, например центров занятости.

После того как вы успешно вернули доступ к аккаунту, не забудьте проверить информацию о последних действиях. Для этого зайдите в раздел «Безопасность» и перейдите во вкладку «Действия в системе».

☝️Рекомендуем зафиксировать все манипуляции мошенников и указать их в заявлении для полиции. Также вы вправе обратиться в паспортный стол для замены документа.